среда, 21 января 2015 г.

Проект реставрации Выборгского Замка

Проект реставрации Выборгского замка, сильно пострадавшего от пожаров 1834 и 1856 годов, был выполнен губернским архитектором Якобом Аренбергом  в 1885 году. Проект предполагал, в частности, восстановление межэтажных перекрытий в башне св. Олафа. 

Проект реставрации Выборгского Замка


Предполагалось, что в отреставрированном замке будет размещен музей.

Проект Аренберга не был реализован ввиду того, что Замковый остров оставался во владении Российского военного ведомстомства.


Вот что писал Якоб Аренберг о судьбе проекта реставрации Выборгского замка:


Выборгский замок был крепкой твердыней моих детских воспоминаний, моих чувств, моей фантазии. Я был бы совсем другим человеком, если бы рос в этом центре восточной Финляндии без воспоминаний шведского средневековья. В пустынных, запустелых покоях замка я мальчиком охотился за крысами, голубями и галками; на валу его, обращенном к солнечной стороне, я собирал весною мать-мачеху и солнечно-желтый львиный зуб. В его пустых залах мое воображение создавало величавые поэмы и грезы о Торкеле Кнутсоне  и Карле Филиппе, наследном принце шведском и московском царе, избраннике народа [В 1611 г. младший брат Густава Адольфа, Карл Филипп, был выбран московским царем в Новгороде; депутация бояр с архимандритом Киприяном во главе прибыла в Выборг для ведения переговоров по этому поводу. Карл Филипп род. 1601 г. ум. 1622 г. ]. Этот замок сделал из меня того шведомана, каким я являюсь. Откуда бы я ни возвращался к себе домой — из путешествий на дальний север или юг, из поездок по окрестностям Выборга - на расстоянии многих миль виднелась башня Св. Олафа, или реющая в мглистом тумане, или вся красная под лучами летнего солнца. Там, где виднелся ее мощный силуэт, — там был мой дом, там стояли отеческие пенаты, там был акрополь моего внутреннего человека. Но не меня одного создал и образовал этот замок: не будь его — вся восточная Финляндия в настоящее время была бы то же, что Олонецкая губерния. Только шведский государственный гений, при помощи финской доблести мог сохранять для отечества эту окраину; и этот гений и эта доблесть искали себе защиты за священными стенами замка.Когда в 1883 г., после двенадцатилетнего отсутствия, я возвратился в родной город, для меня было ясно одно: старое здание должно быть исправлено и реставрировано. Мое пламенное рвение, недостаточная настойчивость в этом вопросе государственного археолога И. P. Аспелина, нерешительность сенатора Вильгельма Циллиакуса, а также скупость, проявленная финляндским сенатом в решительный момент, — все это привело к тому, что план рушился. Я снял план замка, сделал чертежи, писал и читал о нем, поднял на ноги строительное ведомство и сенат, говорил с комендантом Духониным, генерал-губернатором Гейденом, военным министром Ванновским, великим князем Владимиром Александровичем, воспитателем наследника генералом Даниловичем, даже с самим императором — все было напрасно. Как раз в самый решительный момент (нам удалось купить все за 55.000 марок наличными деньгами, а также обветшалые укрепления Панцарлакса) дело попало на мертвую точку, в него вмешалась грубая рука русского национализма, и комендант Духонин приостановил все дело. Генерал Карл Седерхольм, мой друг Рола Борениус и я начисто обремизились. Я ушел домой и плакал от горя, гнева и бешенства.И вот, в самом разгаре переговоров по поводу этого исторического памятника я был вызван в Гельсингфорс и получил приказание взять с собою мои чертежи. Я так и сделал и, кроме того, захватил с собой фотографию комендантского архива в прежней церкви замка. Никогда не забуду выражения лица графа Гейдена и вопроса, с которым он ко мне обратился, когда я вошел к нему. Он был, очевидно, рассержен, но вместе с тем и несколько обрадован.— Que diable faites-vous lá-bas chez vous? Le commendant Douchonine a déclaré la guerre cоntre vous et cоntre toute la Finlande [Что вы там творите у себя? Комендант Духонин объявил войну вам и всей Финляндии].
Я отвечал, может быть, с ненужной горячностью: — Выборгские коменданты так плохо наблюдали за старым замком, что теперь это — совершенная развалина. Посмотрите, ваше превосходительство, в каком виде архив замка!Граф взглянул на фотографию, задумчиво тряхнул головой и сказал по-русски приблизительно следующее: «Вам-то какое дело до этого, черт возьми? Что вы? начальник русского государственного архива? А?»— Конечно, нет; но помещения замка находятся в ведении финляндской казны, я их ремонтирую, они превращены в тюрьмы. Если вы, ваше превосходительство, пожелали бы сами осмотреть замок, то вы бы нашли, что часть, подлежащая ведению финляндской казны, в образцовом порядке, тогда как часть, принадлежащая русской казне, — в полном упадке. Я архитектор, художник и патриот; я не могу спокойно смотреть на то, как самый величественный архитектурный памятник восточной Финляндии разрушается на моих глазах. Крепостные инженеры каждый год получают по смете тысячи две рублей на ремонт — куда идут эти суммы...— Это мы знаем [Крупный процесс о злоупотреблениях крепостных инженеров в Выборге должен был вскоре начаться или уже начался. Экспертами по вопросу о ценах выступали, между прочим, барон Себ. Грипенберг, старший интендант С. Г. Санмарк и два раза я, в качестве выборгского городского архитектора]. Но чего же вы собственно хотите?— Я хочу реставрировать замок.— На какие деньги?— Конечно, на финские. Я получил от императорского сената несколько тысяч марок, чтобы сделать простую досчатую крышу над старой башней Св. Олафа, ставни для всех окон и дверей. Теперь повсюду в замок проникает снег и дождь. Но комендант Духонин протестует против каждого воза досок, привозимого на замковый двор, и утверждает, что замок принадлежит русской казне. Он делает неприятности и вносит путаницу на каждом шагу, этот настоящий «квасной патриот», — отсюда весь шум.— Комендант Духонин совершенно прав. Его официально не уведомили о деле, и до тех пор он не может никого допускать в замок. — Надо заметить, что гр. Гейден был сердит на своего коменданта.— Но губернатор его уведомил.— Губернатор! Губернатор — не высшая инстанция. Высшая инстанция — я!— В таком случае все ясно. Ваше превосходительство, в качестве президента сената, выдали мне 5000 марок на необходимый ремонт в замке. Стоит вам теперь, в качестве «командующего войсками финляндского военного округа», приказать коменданту предоставить мне свободный доступ в замок, — и мир будет заключен.— Mais de vos cinq mille marcs je ne sais rien du tout, du tout, du tout,[Но о ваших пяти тысячах марок я совсем ничего не знаю, совсем, совсем] — отвечал он с горячностью. Я вынул из портфеля правительственное распоряжение и копию сенатского решения. Об этом последнем гр. Гейден ничего не знал. Вместе с тем я упомянул, что сенатор В. Циллиакус определенно сказал, что уведомление о распоряжении вместе с прошением о представлении мне права доступа в замок отослано высшему военному начальнику края, стало быть, в канцелярию генерал-губернатора. Лицо гр. Гейдена прояснилось, и он успокоился. Я был приглашен к завтраку и, так как оставалось еще несколько докладов после завтрака, меня пригласили также и к обеду. После обеда предстояло ознакомиться с моим портфелем, с чертежами замка.Перечитывая теперь, четверть века спустя, свои заметки об этой встрече, я охотно признаю, что ошибка заключалась в моей горячности. Я так долго жаждал возможности начать работу по реставрации в старом замке, эта была прекраснейшая мечта моей жизни — узреть некогда этот памятник шведского зодчества вновь в его достойном виде, — поэтому, как только пришло уведомление, я тотчас принялся за работу. Духонин, старик, хитрый и холодный, как рыба, воспользовался моими промахами. Он не закрывал ворот замка, он позволил мне идти в западню, но писал, жаловался, доносил на меня, чтобы причинить мне и моей работе как можно больше затруднений. He будь гр. Гейден тем, чем он был — просвещенным, умным человеком и в то время нашим бдительным защитником, — дело могло бы окончиться очень плохо.Обед прошел спокойнее, чем утренняя аудиендия. Среди гостей был главный командир артиллерии, генерал Смагин, полный блондин, совершенно плешивый и благодушный господин, с очень слабыми ногами [Однажды ноги отказались служить генералу недалеко от гауптвахты. Он скромно уселся на краю тротуара, спустив ноги в канаву, пока подоспела помощь]. Он говорил, что как артилерист, он будет рад избавиться от замка и замкового острова: слишкомъ уж много хлопот с этим зданием и неприятностей из-за сырых помещений над главными воротами. Генерал Карл Седерхольм горячо и громко соглашался с ним,— громко потому, что не мог владеть своими голосовыми связками, которые часто у него бывали не в порядке. Все шло, как нельзя лучше. Впрочем, между гостями я отметил Карла Тудера, «который дурно отзывался о высших должностных лицах». Красивый элегантный, ловкий, хорошо владеющий речью, Тудер был замечательным собеседником; к сожалению, вышеупомянутое замечание совершенно верно [Тудер (Tudeer) род. в 1840 г., воспитывался в морском корпусе в Петербурге, отличился в 1877 г. перевозкой войск через Дунай у Зимницы под сильнейшим огнем турок, в 1882 г. был назначен начальником лоции в Финляндии, 1885-89 гг. состоял губернатором Выборгской губернии, 1889-90 гг. был финляндским сенатором, ум. в 1905 г. - К.Т.].Я видал Тудера много раз, и всегда он изощрял свое остроумие, которое было посредственным в сравнении с его резкостью, над своими соотечественниками, особенно над тремя изъ них: бароном фон Альфтаном, сенаторами Л. Meкелином и В. Циллиакусом. Все трое, насколько мне известно, содействовали для его карьере больше, чем кто бы то ни было из финляндцев.Около этого времени я читал доклад о выборгском замке, написал для одной из газет восточной Финляндии статью о башне Св. Олафа; я хорошо знал Виолэ-ле-Дюк [Очевидно имеется в виду Viollet le Duc, Essai sur l'architecture militaire au moyen-âge, 1854. - К.Т.] главу о замках, и таким образом недурно приготовился к уроку о Св. Олафе. Тотчас после обеда были выставлены мои чертежи, и к рисункам я присовокупил краткий отчет о судьбах здания. Доклад показался в высокой степени интересным графу и тем, кто не сразу занялись флиртом и игрой. Дело таким образом кончилось лучше, чем я мог рассчитывать. Духонину была послана телеграма, и я с торжеством отправился домой. Возвратившись в Выборг, я принялся за работу над выборгским замком и имел удовольствие убедиться в свой победе над комендантом Духониным [Рассказывают забавный анекдот об этом коменданте и К. Тудере, бывшем впоследствии выборгским губернатором; это были злейшие враги, соперничавшие из-за власти в городе. По правде говоря, дело шло лишь о призраке власти. Старший по чину должен был первым приложиться к плащенице, когда ее в пасхальную ночь выносили из алтаря. Духонин и Тудер стали в переднем ряду молящихся и сторожили минуту, когда священник выйдет вперед и произнесет «Христос воскресе!» Когда этот торжественный момент наступил, они бросились вперед, но второпях, говорят, вместо плащаницы, приложились друг к другу. Следствием был рапорт гр. Гейдену, который положил такую резолюцию: «в мирное время губернатор - первый петух на курятнике, в военное время - комендант»]. Увы! много одержали мы таких пирровых побед!В настоящее время я твердо убежден, что, если бы финляндские власти были тогда более решительны и энергичны, вопрос о выборгском замке, столь близкий моему сердцу, мог бы быть разрешен [В итоге восстановление и реконструкция замка были проведены в 1891-1894 годах российским Военно-инженерным ведомством]. Но нельзя отрицать, что шведская раса в Финляндии страдает большим недостатком: она старчески осторожна и мнительна. Ей не хватает непосредственной силы юношеской решительности. Это моральный дефект, который когда-нибудь приведет ее к гибели. Если бы гр. Гейден был более верен тем взглядам, которые он высказывал передо мною и многими другими по этому вопросу о замке, то... но об этом после.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

SEO

SEO

Chicklet Chooser

Translate

Теги

Алвар Аалто (1) Анненские укрепления (1) Архитектор Аллан Шульман (1) Архитектор Карл Нюстрем (1) Архитектор Карл Сегерштадт (1) Архитектор Уно Ульберг (1) Архитектор Фредерик Оденвалл (1) Архитектор Юхан Блумквист (1) Архитектор Якоб Аренберг (1) Архитекторы (8) Архитектура Выборга (35) Банки (3) Башня Ратуши (1) Башня святого Олафа (1) Библиотека Алвара Аалто (1) Бухта "Большой ковш" (1) В поисках конца света (1) Взятие Выборга в 1710 году (1) Восточно-Выборгские укрепления (1) Выборг (1) Выборг в 1495 году (1) Выборг в гражданскую (1) Выборгская часовая башня (1) Выборгские немцы (1) Выборгские парки (5) Выборгские руины (9) Выборгский городской театр (1) Выборгский замок (3) Выборгский собор доминиканского монастыря (1) Выборгский функционализм (4) Выборгское воззвание 1906 года (1) Городской пляж на Мысе Терваниеми (1) Гостиница "Бельведер" (1) Густав Маннергейм (1) Дом Векрута (1) Дом Виклунда (1) Дом Генерала Мендта (1) Дом Говинга (1) Дом Губернатора (1) Дом Дагермана (1) Дом из опилок (1) Дом компании "Хякли (1) Дом купеческой гильдии (1) Дом купца Маркелова (1) Дом купца Сергеева (1) Дом Пиетинена (1) Дом Хакмана (1) Доходный дом «Eden» (1) Древние карелы (1) Епископский дом в Выборге (1) Железнодорожный вокзал (1) Заборы Выборга (4) Здание Выборгского отделения Банка Финляндии (1) Здание Выборгского Почтамта (1) Здание Национального акционерного банка Финляндии (1) Здание провинциального архива (1) Здание Союзного банка Финляндии (1) Здание страховой компании «Карьяла» (1) Здание штаба тридцатого корпуса (1) Исторические личности (5) История Выборга (12) История Выборгского замка (1) Клубный дом Linna (1) Кнут Поссе (1) Костел святого Гиацинта (1) Красная площадь (1) Круглая башня (1) Лаллукка и Ко" (1) Легенды Выборга (1) Микаэль Агрикола (1) Монумент Петру первому (1) Мусор (5) Новости (1) Новый кафедральный собор (1) Оборонительные сооружения Выборга (8) Объединенный банк северных стран (1) Осип Мандельштам (1) Памятник Ленину (1) Памятник Микаэлю Агриколе (1) Памятник независимости Финляндии (1) Памятник Торгильсу Кнутссону (1) Памятники (6) Парк - Эспланада (1) Парк Монрепо (4) Певческое поле (1) Петровская площадь (1) Печи дома купца Сергеева (1) Площади Выборга (6) Площадь Выборгских полков (1) Погуляли (1) Подземелья Выборга (1) Пожары в Выборге (1) Посещение Выборга Александром III в 1885 году (1) Потерянный Выборг (3) Про быдло (1) Прогонная дом 9 (1) Проект реставрации Выборгского Замка (1) Ратуша (1) Ратушная площадь (1) Ресторан "Эспланада" (1) Родник "у домика лесника" (1) Руины на Крепостной улице (1) Русская диаспора Выборга (1) Рыночная площадь (1) Свято-Ильинский храм (1) Сгорели военные склады (1) Северный вал 21 (1) Скульптура (1) Скульптуры и памятники парка " Эспланда" (1) Собор Петра и Павла (1) Соборная площадь (1) Соборы Выборга (9) Современная архитектура (2) Спасо-Преображенский собор (1) Средневековая архитектура (10) Старый кафедральный собор (1) Торгильс Кнутссон (1) Торкельская ратуша (1) Укрепления Каменного города (1) Храм Всех Святых (1) Храм Николая Чудотворца (1) Эрмитаж - Выборг (1) Hermitage - Vyborg (1) Park Mon Repos (3)